Страница обновлена 21.01.2020

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Страница обновлена 21.01.2020
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Разговоры о Победе:

книги о Великой Отечественной войне для дошкольников

 

Интересная все-таки вещь — цепочка ассоциаций. Вот и у меня по поводу Великой Отечественной войны есть свой ассоциативный ряд и начинается он с поговорки «Иван, не помнящий родства», затем всплывает фраза о том, что «новая война начинается тогда, когда забывают о предыдущей» и, наконец, приходит понимание, что детям нужно рассказывать о войне. Эта тема достаточно тяжелая, разбивающая даже сердца взрослых, что уж говорить о детях.

Но не говорить с малышами об этой трагедии, значит, вырастить «Иванов», которые не переживут эмоционально горе военных лет, а значит будут способны к повторению военной истории. Поэтому сегодняшний книжный обзор я посвящаю именно книгам о Великой Отечественной войне, с момента окончания которой в этом году исполняется 70 лет. Впрочем, книги о войне для дошкольников стоит иметь под рукой, независимо от праздничных дат. Думаю, что начинать знакомить малыша с историей Второй мировой войны можно уже с 3-4 лет.

Произведение Веры Шипуновой «Великая Отечественная Война. Информация для детей и родителей»  вполне может стать одной из первых книг, знакомящих четырехлетнего ребенка с войной. Она имеет один из любимых детьми форматов — «раскладушка», к тому же ее язык достаточно простой и подсказывающий нам, родителям, какие понятия о войне нужно заложить в ребенка, как основу будущих разговоров: партизаны, тыл, передовая, бомбежка, блокада.
Здесь нет эмоционально ярких описаний военных событий, но для неокрепшей детской психики излишняя эмоциональная встреча с военным временем может стать слишком болезненной. Изображения в сборнике помимо сюжетной роли несут на себе еще и печать войны. Это страшное время чаще всего рисуется карандашом, ведь его прерывистые линии изображают жизнь, которая в любой момент может сломаться подобно грифелю.

Книга Татьяны Шорыгиной, написанная в соавторстве с Александром Казаковым, «Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне»  станет отличным дополнением к предыдущему изданию. Тут только главные понятия и события войны, но об этом главном взрослые часто забывают рассказывать малышу, ведь мы уже впитали из художественной литературы и фильмов боль, ужас и мучения того времени. Поэтому, когда ребенок в простоте своей после просмотренных военных картин задаст вопрос «Почему война называлась Великая Отечественная?» или «Сколько дней длилась блокада Ленинграда?», мы можем встать в тупик. Именно эта книга поможет ответить на эти и многие другие вопросы, а также даст новые темы для бесед с детьми.

Дети живут эмоциями, часто им не нужны описания. Поэтому сборник «10 картин о войне», составленный искусствоведом Натальей Синельниковой, может рассказать ребенку больше, чем наши слова. Признанные всеми картины о Великой Отечественной войне таких мастеров кисти как Петр Кривоногов, Аркадий Пластов, Александр Дейнека сопровождаются комментариями, которые будут кстати для шестилетнего ребенка.

Но, думаю, что такие живописные произведения можно разглядывать и с детьми от четырех лет, главное в этом случае не спешить с чтением сопроводительных текстов. Лучше подождать вопросов ребенка, чтобы обсудить его видение и чувствование увиденных полотен. Мне кажется, мы удивимся, насколько глубоко ребенок сможет пережить рассказанное картиной событие. Наверное, именно так учатся сопереживанию и уважению к прошлому.

Книга Елены Ульевой «Беседы о войне» хоть и называется «энциклопедией для малышей», построена в виде беседы детей с дедушкой-ветераном. Наверное, благодаря наличию диалога книга не пересушена фактами, а достаточно просто рассказывает о дошкольнику войне, закончившейся 70 лет назад. К тому же в книге приведены документальные свидетельства, которые показывают войну глазами детей: письма детей Сталину, сведения об их героизме. Дети от четырех лет будут с интересом слушать эти рассказы дедушки-ветерана и, конечно, ассоциировать себя с ребятами, встречающимися на страницах книги.

Известно, что дети быстрее всего учатся на примерах других ребят, поэтому книга Татьяны Шорыгиной «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны» уместна и в библиотеке пятилетнего малыша. В первый момент меня смутило практически полное отсутствие картинок в книге, но она оказалась настоящим кладезем материала о месте детей в последней мировой войне. Произведения небольшие, читаются легко и к тому же дают почву для рассуждений (автор сама предлагает ряд вопросов для бесед с детьми после каждого рассказа).

О том, как важно для детей эмоциональное восприятие войны и пример другого ребенка ярко рассказывает Виктор Драгунский в своем произведении «Арбузный переулок» из цикла «Денискины рассказы». Конечно, этот сборник больше ориентирован на школьников, но рассказ об арбузе стоит прочитать и с пятилетним малышом. Личная трагедия ребенка, переживающего военный голод, может стать первым кирпичиком в понимании малышом всего ужаса Великой Отечественной войны.

Еще одна детская трагедия войны раскроется перед ребенком в повести Геннадия Черкашина «Кукла». Игрушка, оставленная девочкой в осажденном немцами Ленинграде, и оказавшаяся потом в комиссионке, становится своего рода символом потерянного счастья, которое навсегда разрушила война. Поэтому кукла так и не возвращается к девочке. Думаю, девочки и мальчики от пяти лет прочувствуют всю трагедию потери любимой игрушки, а значит вместе с героиней пройдут дорогами войны и ее невозвратных потерь. И, конечно, этому будут способствовать атмосферные иллюстрации художников Г.А.В. Траугот.

Совсем другие иллюстрации в классической книге Аркадия Гайдара «Поход». Здесь классика советских плакатов о войне с легкой руки художника-иллюстратора Вениамина Лосина сочетается с домашним покоем.
Аркадий Гайдар прекрасно понимает ребенка, отец которого неожиданно ушел в поход на войну: здесь и обида, и злость, и желание бежать вслед. И вот мальчик собирается в свой поход, но войне приходит конец, и отец возвращается домой. Ничего сложного, но сколько смыслов из нее может почерпнуть уже четырехлетний ребенок: какие песни нужны в боевом походе, что туда брать, как одеваться, какое оружие должно быть при тебе. Поднимается и тема потери отца, которого внезапно забирает себе война, а ведь разлука — один из самых страшных детских страхов.

Тоже о походе на войну, но уже представителя царства насекомых рассказывает книга Константина Паустовского «Похождения жука-носорога». Мальчик перед отъездом отца на фронт дарит ему жука, который проходит с солдатом всю войну и к тому же спасает ему жизнь. Гений Паустовского подсказал ему, что рассказывать детям об ужасах войны прямым текстом может быть слишком болезненно, поэтому его жук-герой помогает малышу без страха посмотреть в глаза войны. Иллюстрирована книга отлично: каждая страница — это цвет, который передает отношение. Это и повод порассуждать с малышом, почему война красных оттенков, а мирное время — зеленое.

Еще одна книга Константина Паустовского «Стальное колечко». Иллюстрации Владимира Гальдяева здесь очень нежные, лиричные, поэтому отлично передают атмосферу книги. Доброта девочки Вари к солдату оборачивается для нее волшебством, спрятанным в колечке. Книга несомненно понравится детям с шести лет. Они увидят, что доброта и в суровые годы войны ценилась превыше всего, именно это качество способно совершать чудеса.

Шести -семилетние дети несомненно оценят книгу Юрия Германа «Вот как это было». Очень простым, детским языком (ведь книга написана от лица мальчика) рассказывает автор о минах и бомбах, падавших на Ленинград, о пожарах. И нет здесь ужаса, зато есть быт в условиях войны. Такая книга не испугает маленького читателя, зато покажет мир таким, каким он был, хотя не должен быть никогда.

Сборники «Во имя Великой Победы» и «Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне» будут интересны детям с 6-7 лет. В первой книге собраны стихи и рассказы писателей-участников Великой Отечественной войны, таких как Лев Кассиль, Александр Твардовский, Валентин Берестов, Анатолий Митяев. В числе авторов второго сборника есть Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Константин Симонов. Героями произведений сборников становятся не только солдаты, но и животные, а также дети. И если первая книга поможет ребенку увидеть войну глазами реальных солдатов, то, примеряя на себя детские образы из второго сборника, юный читатель сможет ответить для себя на вопрос «Как бы я поступил в этой ситуации?».

Надеемся, эти книги о войне для дошкольников помогут рассказать детям о войне и заложить в них основы сострадания, любви к Родине, уважения к тем, кто защитил нашу страну от уничтожения.