Консультация для родителей:
"Игра это развитие ребенка"
Почему-то у многих взрослых сложилось пренебрежительное отношение к игре, как к пустому времяпрепровождению. Такие взрослые любое занятие с ребенком стараются превратить в подобие школьного урока: малыш должен сидеть за партой, демонстрировать полную серьезность, аккуратность, ему не разрешают никакой выдумки, а выполнять задания требуют только по образцу. Так как это против природы ребенка, то и результата от таких занятий не бывает никакого. Родитель раздражается, ругает своего малыша, обвиняет в нежелании учиться, критикует его умственные способности. А в результате у ребенка слезы и полное, до отвращения, нежелание заниматься. Знакомая картина?
Что происходит с ребенком в игре? В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы. Игра для ребенка это серьезное занятие.
К основным компонентам игры относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению это процесс непосредственного обучения.
Игровые правила. Основная цель правил организовывать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее.
Условия, обеспечивающие соблюдения правил в дидактической игре: во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие передают свой игровой опыт малышам. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно. Дидактическая задача не решалась.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются : дети упражняются в определении предмета по какому либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.
Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.
Настольно-печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: лото, домино,парные картинки. Самое простое задание в такой игре нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешнем признакам, но и по смыслу. Составление различных картинок и кубиков. Задача этого вида игр учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставиться обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляясь знании о них, т.к. здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности решения задач. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
1. Первую очередь в них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка Радио Магазин. Да нет
2. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, заменять алогизм делать правильное умозаключение
3. В третьей группе игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно,Назови три предмета
4. В особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:Испорченный телефон Краски, Летает -не летает
Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игра развивает все стороны личности (в отличие от компьютерных игр, которые всего лишь тренируют один какой-то навык, а не развивают вашего ребенка, что бы про это ни говорили те, кто их создает и продает). После таких серьезных заявлений остается признать, что ребенок просто обязан играть: чтобы познавать окружающий мир, изучать разнообразные правила, по которым ему придется действовать во взрослой жизни, примерять к себе различные социальные роли. И все это для того, чтобы он мог найти и занять свое место в жизни. А что думали об игре наши предки? Как это узнать? Очень просто: отношение к чему-либо закрепляется в языке в устойчивых словосочетаниях. Своя игра Втянуть в игру Сыграть свою роль Оказаться вне игры Политические игры Закулисные игры Игры идей, игры воображения Играть свадьбу Играть словами Сыграть ва-банк игра теней Играть с огнем и т.д. Каждый из нас не раз произносил эти слова, не задумываясь, как давно они существуют. Вот и получается, что русский народ считал игру постоянной и важной частью жизни. А закончить этот рассказ я хочу вот чем: ниже вы увидите список слов. Это дословный перевод значения слова игра с языков разных народов всех континентов нашей Земли. Посмотрите внимательно: на всей планете игра совсем не шутка, это серьезное и нужное занятие. Играть это: Соревноваться Побеждать Обследовать, ощупывать Что-либо воспринимать с удовольствием Во что-то углубляться, вникать Быть вообще занятым Учиться где-нибудь, у кого-нибудь Имитировать, изображать Мнимое сражение Серьезность, торжественность, приличие, честность (именно так переводится японский иероглиф игра Принимать вид чего-либо Легкое движение В чем-либо упражняться Регулярно происходить Ловкость в обращении Воспитание, образование, формирование Присоединяйтесь к детям, мамы и папы! Играйте, не бойтесь показаться несерьезными. Обретайте ловкость, учитесь, соревнуйтесь. Получайте радость и удовольствие от жизни, заряжайтесь энергией!