Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
Методическая разработка
"Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
автор:
Рябинина Л.А.
воспитатель МДОУ №2
п. Отрадный
«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Введение
Введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования определило изменения в развитии системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает развитие способностей, прежде всего познавательных, которые развиваются в различных видах деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, прежде всего, в игре, включая и дидактическую игру. Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей дошкольного возраста отмечали: Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Крупская Н.К, Ф.Н.Блехер, Леонтьев АН, Эльконин ДБ, Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Веракса Н.Е. и др.
Тема данной работы: Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что:
В период активных преобразований в дошкольном образовании в связи с введением Федерального государственного стандарта, поиска путей обеспечения развития личности, мотивации и развития познавательных способностей детей, гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.
Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.
На первом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития познавательных способностей.
Критериями результативности опыта является диагностика уровня развития познавательных способностей детей, которая осуществлялась при помощи тестовых заданий (автор С.Д. Забрамная, М.И. Ильина, Л.Г.Парамонова). Диагностика развития творческого воображения и творческого мышления детей осуществлялась по методикам: «Назови картинку», «Дорисовывание фигур».
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня познавательных способностей дошкольников: низкий, средний и высокий.
Полученные результаты диагностического исследования с использованием диагностики позволили сделать вывод, что в основном у детей средний уровень познавательных способностей, у 23 % низкий уровень познавательных способностей, что говорит о необходимости работы над этой проблемой.
Поэтому проблема развития познавательных способностей детей, ставшая особенно актуальной, прежде всего, связывается с вопросом развития познавательных способностей посредством дидактической игры.
Цель работы: показать возможности использования дидактической игры в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи, поставленные при написании работы:
- Анализ научной и методической литературы по исследованию проблематики.
- Выявить возможности дидактической игры в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- Разработать мероприятия с использованием дидактических игр.
- Показать эффективность работы с использованием дидактических игр
Познавательные способности детей.
Дошкольный возраст – уникальный период в развитии ребенка, так как закладываются основы развития познавательных способностей.
В настоящее время проблема познавательных способностей детей является одной из актуальных. Развитие познавательных способностей детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников.
Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.
Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать, анализировать. Необходимым условием развития способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой деятельности.
Белошистая А.В. отмечает, что способ выстраивания взаимодействия компонентов познавательных способностей — систематическое включение ребенка в деятельность, необходимо требующую активизации того или иного познавательного процесса (или сразу нескольких). Так поступает спортивный тренер, прицельно развивая у своего подопечного группу мышц через систему упражнений. И так же, как в спорте, средством выстраивания является система заданий (упражнений), выполнение которых «тренирует» тот или иной познавательный процесс или его отдельные элементы (в частности, в процессе мышления можно выделить отдельные приемы умственных действий, формировать каждое из которых методически удобнее раздельно или в парной комбинации).
Познавательные способности включают: способность ребенка на решение задач на основе знаний и сформированных умений; обучение способность к приобретению знаний; креативность способность к обретению знаний с участием воображения и фантазии.
Таким образом, формирование познавательных способностей надо начинать именно с дошкольного возраста, так как они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности и являются условием для формирования предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
1.2. Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у дошкольников
Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в дошкольном периоде (от 3-6,7 лет) – игровая.
Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы формирования познавательных способностей дошкольников, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Использование дидактической игры как средства формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста имеет важные свойства: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности детей.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В дидактической игре дидактическая задача осуществляется посредством игровой задачи, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, укрепляет волю ребенка, развивает познавательные способности детей.
Так, с помощью игр выявляем индивидуальные особенности детей, развиваем необходимые компоненты для успешного обучения:
- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
- мотивационный (желание узнавать новое);
- практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Таким образом:
- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в развитии и воспитании детей;
- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение и воспитание детей;
- игра способствует вовлечению каждогоребенка в активную работу;
- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я могу»;
- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
- дидактическая игра является средством развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, используя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью и для познавательного развития ребенка (интеллектуальный, мотивационный и практический).
Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.
Игра – не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством развития познавательных способностей, средством развития полноценной личности.
Именно в этом контексте дидактическая игра, которая отличаются доступностью, легкостью овладения, естественностью для ребенка, возможностью познавательного развития – выступает как перспективный и эффективный метод развития познавательных способностей детей.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Развитием познавательных способностей заниматься необходимо так же регулярно, как тренироваться в развитии силы, выносливости и других подобных качеств
Проанализировав, научную литературу, я сделала вывод, что дидактическая игра является эффективным средством развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, для познавательного развития ребенка, составила перспективный план по работе над темой.
Организация развивающей предметно – пространственной среды.
При организации развивающей предметно – пространственной среды стремлюсь совместно с родителями обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и прогулочного участка для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа и индивидуальных особенностей детей.
Особое внимание уделила созданию развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательных способностей детей через дидактическую игру. Создан уголок дидактической игры, где собран материал на развитие мышления, памяти, внимания, представлений, воображения.
Оформила картотеки по теме для использования в работе с детьми.
Образовательная деятельность с детьми.
В образовательной деятельности использую дидактическую игру, которая позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность детей в процессе познания, сделать познавательную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Дидактическая игра в процессе образовательной деятельности выполняет несколько функций: обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность, развивая его мышление, расширяя кругозор); учит ориентироваться в конкретной ситуации (применять знания для решения нестандартной учебной задачи); мотивационно – побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию познавательного интереса).
Консультации для педагогов
В ходе работы над темой проведены консультации для педагогов с целью, познакомить педагогов с опытом работы по теме.
- Взаимодействие с родителями
В процессе взаимодействия с родителями стремилась обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования игровую деятельность детей и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
В работе использовала информационно-аналитические формы организации общения с родителями это сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний об игре, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решали задачи ознакомления родителей с дидактическими играми и повышение родительской компетентности по развитию познавательных способностей детей.
Использовала познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах развития познавательных способностей детей в игре.
При организации совместной деятельности, стремилась к тому, чтобы родители – не были пассивными наблюдателями педагогического процесса, а его активными участниками, т. е. включала родителей в деятельность совместно с детьми. Лишь при условии реализации преемственности работы в ДОУ и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая развитие познавательных способностей детей.
Результаты работы
После проведения большой и кропотливой работы по повышению уровня познавательного развития были получены такие результаты:
Получена положительная динамика роста показателей познавательных способностей детей.
Заключение
Проведен анализ научной и методической литературы по исследованию проблематики.
Выявлены возможности дидактической игры в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Разработаны и проведены мероприятия с использованием дидактических игр.
Показана эффективность работы с использованием дидактических игр.
Итак, важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка является проведение диагностики познавательных способностей детей. Это позволило оценить успехи детей, зону ближайшего развития, и проанализировать степень эффективности работы над темой.
В ходе работы у группы детей происходят качественные изменения в показателях их познавательных способностей детей.
В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в процесс обучения и воспитания у большинства детей отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желание и способности научиться.
Наблюдая детьми, убедилась, что элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поиск путей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность при применении игр в процессе обучения формируются гораздо быстрее.
Обучающая роль игр проявилась и в том, что позволяла в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие в процессе игр, способствовали предупреждению перегрузки, обеспечивали коммуникативные и интеллектуальные умения.
Таким образом, анализ данных показал достаточную эффективность дидактических игр для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
2.Светлова И.Е. Тренируем память: Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с.
3.Самая большая книга тестов.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 192 с.:
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". -М.: Просвещение, 1989.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
6. Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1988
7. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.