Страница обновлена 11.10.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Страница обновлена 11.10.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Игры В.В. Воскобовича как средство развития математических представлений у дошкольников»

 

 

 

 

Автор: Овчинникова Н.В.

                                                                                                   воспитатель МДОУ №2

 

 

 

 

 

 

г. Любим

2017 г.

Содержание.

Введение--------------------------------------------------------------------------------с. 3-4

 1. Технология интенсивного развития интеллектуальных

способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича  В.В.--------------------------------------------------------------------с.5-6

2. Достоинства и недостатки развивающих игр В.В. Воскобовича-------с.

3. Экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования развивающих игр В.В. Воскобовича с.

Заключение



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На современном этапе развития общества  в разные области жизни человека продолжает проникать математика.  Поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях образования, в том числе и дошкольного. Таким образом, развивать математические способности детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Об этом сказано не только во ФГОС ДО, образовательных программах дошкольных учреждений, но и в Концепции развития математического образования в РФ .

Реагируя на все изменения социальных условий и требований,  современный педагог  ДОУ осуществляет поиск новых подходов  к формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности воспитатели и узкие специалисты в первую очередь обращают внимание на выбор новых  методов, методик и технологий, а также изучают  эффективность их использования в практической деятельности.
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Дошкольники еще не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача воспитателя заключается не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения – дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей.

В настоящее время существует большое количество технологий, способствующих развитию математических представлений у дошкольников.

В своей педагогической деятельности по развитию математических представлений  у детей дошкольного возраста я чаще использую технологии, основанные на деятельностном подходе. Но в настоящее время процесс реорганизации системы дошкольного образования подтолкнул меня к осознанию невозможности единой формы организации детской деятельности. Потому возникла проблема  необходимости включения в образовательный процесс и других современных педагогических технологий на занятиях по математике в детском саду.
Изучив перечисленные выше игровые технологии, свой выбор я остановила на технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.

Таким образом, цель данной работы изучить влияние развивающих игр В.В. Воскобовича на формирование и развитие математических представлений  у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. проанализировать технологию В.В. Воскобовича

2.обогатить развивающую предметно – пространственную среду в групповом помещении;

3.использовать авторские игры  в процессе формирования математических представлений, как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности  с педагогом.


 

 

 

 

 

 

1.Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича. 

 

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения, простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей уже в дошкольном возрасте совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудностей.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются  планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербург.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук .Все игры систематизированы и на основе их создана технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий, которые являются одним  из средств, развивающих математические представления дошкольников, помогающих развивать творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие дошкольников.

Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
3. Развитие воображения, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала;
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Развивающие игры В.В. Воскобовича имеют ряд особенностей:

1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»[1].

 

2. Достоинства и недостатки развивающих игр В.В. Воскобовича.

 

Развивающие игровые технологии делают познание нового интересным занятием для ребенка, позволяют избежать  проблем мотивационного плана, порождают интерес к  еще неизвестному,  а значит, помогают педагогам реализовать основную  цель – создать условия для полноценного развития  каждого ребенка.

Анализируя  развивающие игры В.В.Воскобовича,  мы выделили  ряд преимуществ:

  • развивающие игры автора являются многофункциональным пособием, они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач;
  •  можно одновременно  формировать у детей представления о счете и развивать  мышление, логику, память и другие психические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать дошкольника.
  • игра долго не надоедает ребенку, а родитель или воспитатель может придумывать все новые и новые варианты заданий.
  •      в процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы.
  • В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.
  • Дети, выполняя различные задания,  не утомляются в течение длительного времени, т.к.  самостоятельно выбирают темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое.
  • Игры Воскобовича способствуют развитию мелкой моторики рук детей.
  • Среди безусловных положительных сторон игр следует выделить и то, что любое пособие имеет несколько уровней сложности и подойдет как трехлетнему ребенку, так и старшему дошкольнику.

Выявляя преимущества развивающих игр Воскобовича, мы выделили и недостатки:

  •       сложность сделать развивающее пособие своими руками в детском саду или      в домашних условиях;
  •  высокая стоимость некоторых из них;
  •  к некоторым играм прилагаются специальные авторские пособия или необходимо приобрести игровое поле, которое может быть использовано в качестве вспомогательного материла, но они продаются отдельно от игр.

Но все-таки, игры  уже успешно внедрены в  образовательные программы многих  образовательных организаций и активно используются педагогами, а дети, которые играют в эти популярные игры (как в детском саду, так и в домашних условиях), выполняют математические задания быстрее сверстников, имеют произвольное мышление и отличную память.

 

 

 

3. Экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования развивающих игр В.В. Воскобовича

Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, способствует превратить обучение в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом приемлемом для дошкольников виде деятельности.

Неплохо, когда у детей, можно сказать на глазах, развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда.

Данные авторские игры в нашем детском саду появились сравнительно недавно и уже успели зарекомендовать себя как эффективное средство развития математических представлений у дошкольников. Данные пособия позволяют организовать образовательный процесс как  индивидуально, так и в подгруппе на занятиях по математике и в свободной деятельности.

В своей педагогической деятельности, конструируя какое-то образовательное событие, я использую такие игры как этап занятия, т.е. не «погружаю» детей в сказку «Фиолетового леса». А, например, с помощью «Геоконта» дети отгадывают загадки о геометрических фигурах, конструируя ответ на игровом поле.

Загадки о геометрических фигурах.

 

А здесь дети решают проблемную ситуацию и приходят к выводу, что круг на «Геоконте» не выложить. Получается многоугольник.

 

 

 Используя «Математические корзины» дети знакомятся с количеством предметов, с порядковым и обратным счетом в пределах 10, учатся соотносить число и цифру, выполняют простейшие математические вычисления (больше на…, меньше на…).

Используя развивающие игры Воскобовича, я пришла к выводу, что познавательный интерес детей на занятиях по математике стал более глубоким, устойчивым и действенным. В процессе таких  игр решаются  задачи, которые способствуют формированию и развитию у дошкольников математических представлений. Дети проявляют внимание и заинтересованность к математическим занятиям и играм, наблюдается устойчивый интерес к выполнению заданий с математическим материалом, большинство детей выполняют задания самостоятельно, увеличилось количество детей, которые в самостоятельной деятельности выбирают игры математического характера. О чем свидетельствуют данные мониторинга по выявлению уровня сформированности интереса к математике (на основе методик, предложенных  такими учеными, как А.П.Доморяд, Т.И. Ерофеева, З.А.Михайлова).

 

В качестве основных показателей познавательного интереса к математике нами были выделены следующее:

1.Проявление заинтересованности.

2.Внимание к данному виду деятельности.

3.Длительность работы с математическим материалом.

4.Самостоятельное выполнение заданий.

5.Выбор игр математического содержания.

Таким образом, с использованием развивающих игр в.В. Воскобовича процесс развития математических представлений у дошкольников стал более успешным, т.к. игровые задания требуют сообразительности, познавательной активности и самостоятельности детей. Эти материалы содержат элементы «неожиданности», «проблемности», позволяют организовывать различные варианты действий.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В итоге необходимо отметить, что более высокий уровень развития математических представлений уже в дошкольном возрасте во многом определяет возможность человека ориентироваться в стремительном потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.

На успешное развитие дошкольников влияет такое содержание познавательного материала, такая форма, которая способна вызывать интерес детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны, у них развивается желание развиваться, положительное отношение к познанию нового.

Считаю, что данная технология способствует этому в полном объеме, т.к.это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат.

Кроме того, данная технология представляет собой эффективную форму  развития математических представлений  в процессе непосредственного общения детей и взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы.

 

1.Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2000.

2. Пахомова М.В., Прозорова М.Е. Значение развивающих игр В.В. Воскобовича для формирования математических представлений дошкольников // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: 3. 3. http://psychology.snauka.ru/2016/06/6735

3.  Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. 2 с. 69-79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в страну Математика».

Цель: закрепление счета в пределах 5.

Задачи:

1.развивать умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов;

2.закрепить знания о геометрических фигурах;

3.расширять представления о части и целом;

4.упражнять детей в умении выражать пространственные отношения между предметами («за», «перед», «между»);

5. закрепить знания о понятиях «короткий», «длинный»;

6. развивать логическое мышление и мелкую моторику.

Ход занятия:

В. Что такое здравствуй? Лучшее из слов.

     Потому что здравствуй, значит будь здоров.

     Правило запомни, знаешь – повтори,

    Старшим это слово первым говори.

Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями.

В.В круг широкий вижу я, встали вы мои друзья.

   Мы сейчас пойдем направо,  а теперь пойдем налево,

   В центре круга соберемся и на место все вернемся.

   Улыбнемся, подмигнем и игру свою начнем

Ребята, я знаю. Что вы очень любите путешествовать. И сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в волшебную страну Математику. Вы знаете, что это за страна?

А на чем мы можем отправиться в путешествие?

Но ведь страна то у нас волшебная, значит и транспорт нужен необычный.

А какой необычный, сказочный транспорт вы знаете?

Дети:  Ковер-самолет.

В. Ой, ребята, какая неприятность случилась. Что же нам теперь делать? (Ковер -самолет порвался.  Дырки в виде геометрических фигур).

Дети закрывают дырки соответствующей геометрической фигурой.

В. Ну вот теперь все в порядке. Можно отправляться в путь.

В. Наш ковер по небу мчится, что же с нами приключится? Что же нас ждет в загадочной стране Математика?

Ну что же ребята, вот мы с вами и прибыли в страну Математики.

Мы шагали друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Топни правою ногой,

Топни левою ногой,

Я шагаю, ты со мной.

В.Мы пришли с вами на станцию, которая называется «Цифровая». Здесь в одном из домиков живет трудолюбивая белка. У нее еще сохранилось много запасов. Посмотрите сколько корзиночек у белки (5). Положите в первую корзинку столько грибов, какая цифра на ней написана. Во вторую – какая цифра написана. Сколько грибочков в первой корзине? А во второй? Как сделать, чтобы в обеих корзинах количество грибов было одинаковым? Сколько грибов стало в обеих корзинах вместе?

Физкультминутка

В. Вы, наверное, устали. Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопаем, ручками похлопаем,

    До носочков дотянулись, вправо, влево повернулись.

     Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.

    Открываем, поморгаем и путь свой дальше продолжаем.

В. Ребята, мы с вами пришли на станцию геометрических фигур.

 Какие геометрические фигуры вы знаете?

Выложите на геоконте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны

Фигуру, у которой все стороны равны.

Две стороны длинные, а две короткие.

А как вы думаете, какую геометрическую фигуру на геоконте не выложить?

Показываю детям круг (или даю круги детям и предлагаю разделить его пополам).

Как называется половинка круга? (часть).

Сколько частей у вас получилось? (две)

Как можно еще назвать половинку круга? (одна вторая)

Что больше часть или целое?

Мы шагали друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Топни правою ногой,

Топни левою ногой,

Я шагаю, ты со мной.

Мы пришли на следующую станцию «Цветная». Здесь живут разноцветные палочки. Только эти палочки немножко пошалили, перепутались и никак не могут найти своего места. А в стране Математики должен быть полный порядок.  Сложите, пожалуйста, палочки по порядку: от самой короткой до самой длинной.

Дети выкладывают ряд из палочек Кюизенера .

Какая палочка стоит первой по порядку? Т.д. и т.п.

В. Вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора отправляться  в детский сад.

Но чтобы наш полет обратно не был скучным, мы с вами  поиграем.

Шел один я по дорожке,

(Дети маршируют, показывая один палец)

Шли со мной мои две ножки.

(Маршируют, показывая два пальца)

Вдруг, на встречу три мышонка:

(Останавливаются, показывают три пальца)

- Ой, мы видели котенка,

(Обхватывают ладонями щеки и качают головой)

У него четыре лапки,

(Показывают четыре пальца)

В лапках острые царапки,

(Показывают, как котенок царапается)

Один, два, три, четыре, пять-

(По очереди загибают пальцы одной руки другой)

Надо быстро убегать.

(Бегут на месте)

Вот мы с вами и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? Что для вас было самым интересным? Что показалось трудным?