Страница обновлена 13.11.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Страница обновлена 13.11.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

"Познавательно-исследовательская деятельность детей

как средство достижения целевых ориентиров дошкольного образования"

 

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило изменения в развитии системы образования. В основу Стандарта заложен принцип реализации ООП ДОУ в форме познавательно-исследовательской деятельности  как сквозном механизме развития ребенка и требования к результатам освоения ООП ДОУ в виде  целевых ориентиров. 

Психологи и педагоги считают, что ребенок рождается исследователем. Его любопытство,  стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как  черты детского поведения.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон (американский поэт и философ).

А. В. Запорожец отмечал, что познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:

· развитие познавательной инициативы ребенка, любознательности;

· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

· развитие восприятия, мышления, речи  в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

· расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире).

 

Результатом познавательно-исследовательской деятельности, как показывает практика, являются знания, но знания, добытые самим ребенком. Дети способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое вызывают у детей особый интерес. Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

     Таким образом,   познавательно-исследовательская деятельность  актуальна как никогда. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

 

Проанализировав научную литературу, узнала, что познавательно-исследовательская деятельность является эффективным средством развития ребенка, что позволит достигнуть целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

 

Одним из условий достижения целевых ориентиров дошкольного образования по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ является организация развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно ФГОС образовательная среда – это зона ближайшего развития ребёнка.   

Совместно с родителями создаю условия в группе, на территории прогулочного участка, на огороде   для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности и поисковой активности самих детей

 В групповом помещении оборудован уголок экспериментирования, материалы, которого находятся в доступном для детей месте. Он постоянно пополняется  новыми материалами для экспериментирования, в соответствии с возрастом детей и их индивидуальными особенностями.

Для осуществления опытов и экспериментов имеются различные емкости, мерки, наборы для опытов.

 Дети совместно с родителями собрали различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).

Большой интерес дети старшего дошкольного возраста проявляют к экспериментам с магнитами, природным электричеством, солнечной энергией, к экспериментам с фильтрованием воды.

Дети моей группы особенный интерес проявляют к растениям. Весной самостоятельно посадили, а затем в течение лета и осени  наблюдали   за ростом и развитием цветов на клумбе,  лука, петрушки, укропа на огороде. Оценивали состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли и т. д.  Все свои наблюдения и опыты дети зарисовывали, а затем совместно со сверстниками и взрослыми  делали выводы.

 

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда помогает максимально реализовать такие целевые ориентиры как:                  

  • проявление  ребенком любознательности,
  • интерес к причинно – следственным связям,
  • задавать вопросы взрослым и сверстникам,
  •  самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,
  •  склонность к наблюдениям,
  •  экспериментированию,
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
  • соблюдать правила безопасного поведения.

В познавательно – исследовательской деятельности реализую творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формирую предпосылки учебных качеств, развиваю такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенку даю новые знания не в готовом виде, а создаю ситуации, чтобы  сам прошел весь путь к ним. Информация, полученная таким путем, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Организацию познавательно-исследовательской деятельности планирую  по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир.

Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми вызываю интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечиваю мотивацией: тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора. Предлагаю детям доступный для возраста материал с рациональным соотношением известного и неизвестного.  Степень активности взрослого в старшем  дошкольном возрасте – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности.  Создаю доброжелательную обстановку и   вниманием и уважением отношусь ко всем мыслям и гипотезам  детей и учу этому детей.

 

 

В НОД включаю познавательно – исследовательскую деятельность  полностью или как часть занятия. Так, например, в ходе образовательной деятельности «Путешествие капельки» дети знакомятся с круговоротом воды в природе, объясняют причину выпадения осадков в виде дождя и снега, у детей развиваются социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера и доказывать правильность своего мнения.

В  образовательной деятельности на тему «Хитрые предметы» дети самостоятельно  проводят опыты с использованием магнита,  проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями.

Дети  рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома вместе с взрослыми,  ставят проблемы, выдвигают гипотезы и самостоятельно решают их.

Известно, достигнуть реализации  целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования через познавательно-исследовательскую деятельность нельзя без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. 
Опыт взаимодействия с родителями показывает, что  познавательно-исследовательская деятельность  интересна не только дошкольникам, но и их родителям. Дети рассказывают о своих открытиях родителям, а родители создают условия для проведения опытов дома,  дети ставят проблемы, выдвигают гипотезы и самостоятельно решают их.

В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями: оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки, оформляем  наглядную информацию в родительском уголке, проводим родительские собрания, консультации, мастер – классы,  открытые  НОД,  на которых показываем родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. Мы пытаемся донести до родителей,  что самые ценные и прочные знания  не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Используем во взаимодействии с родителями анкетирование, с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса.

По результатам анкетирования увидели, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков.

 

 Для родителей создали картотеку  опытов и экспериментов, которые можно провести дома совместно с ребенком. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, семян, камней.

 Организую взаимодействие с родителями как:

• совместное детско-взрослое творчество: родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии, принимают участие в тематических выставках.

• совместную детско-взрослую познавательно-исследовательскую деятельность в ходе проектов. В группе при участии родителей реализован проект: «Волшебное зернышко».

Таким образом, специально организованная познавательно-исследовательская деятельность позволяет достигнуть целевых ориентиров дошкольного образования и сделать процесс обучения максимально эффективным.

 

Список литературы:

1. Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика – 2012. – №1. – С15.

2. Венгер Л.А. Формирование познавательного отношения к учебной деятельности / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. 1989. – №3. – С. 42.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников  / О.В. Дыбина – М.: ТЦ «Сфера», 2002 – 192с.

4. Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста/ О.В. Дыбина. – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образования», 2002. – 131с.

5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды  /А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287с.

6. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в д/с  / А. Зарипова. // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 4. – С. 43-49.

7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение  / П. Ф. Лесгафт. – СПб., 1912. – 232с.

8. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми с сверстниками / М.И. Лисина //Вопросы психологии. – 1982. № 4.-С.89-104.