"Познавательно-исследовательская деятельность детей
как средство достижения целевых ориентиров дошкольного образования"
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило изменения в развитии системы образования. В основу Стандарта заложен принцип реализации ООП ДОУ в форме познавательно-исследовательской деятельности как сквозном механизме развития ребенка и требования к результатам освоения ООП ДОУ в виде целевых ориентиров.
Психологи и педагоги считают, что ребенок рождается исследователем. Его любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как черты детского поведения.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон (американский поэт и философ).
А. В. Запорожец отмечал, что познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:
· развитие познавательной инициативы ребенка, любознательности;
· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
· развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
· расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире).
Результатом познавательно-исследовательской деятельности, как показывает практика, являются знания, но знания, добытые самим ребенком. Дети способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое вызывают у детей особый интерес. Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
Проанализировав научную литературу, узнала, что познавательно-исследовательская деятельность является эффективным средством развития ребенка, что позволит достигнуть целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Одним из условий достижения целевых ориентиров дошкольного образования по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ является организация развивающей предметно-пространственной среды.
Согласно ФГОС образовательная среда – это зона ближайшего развития ребёнка.
Совместно с родителями создаю условия в группе, на территории прогулочного участка, на огороде для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности и поисковой активности самих детей
В групповом помещении оборудован уголок экспериментирования, материалы, которого находятся в доступном для детей месте. Он постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, в соответствии с возрастом детей и их индивидуальными особенностями.
Для осуществления опытов и экспериментов имеются различные емкости, мерки, наборы для опытов.
Дети совместно с родителями собрали различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).
Большой интерес дети старшего дошкольного возраста проявляют к экспериментам с магнитами, природным электричеством, солнечной энергией, к экспериментам с фильтрованием воды.
Дети моей группы особенный интерес проявляют к растениям. Весной самостоятельно посадили, а затем в течение лета и осени наблюдали за ростом и развитием цветов на клумбе, лука, петрушки, укропа на огороде. Оценивали состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли и т. д. Все свои наблюдения и опыты дети зарисовывали, а затем совместно со сверстниками и взрослыми делали выводы.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда помогает максимально реализовать такие целевые ориентиры как:
- проявление ребенком любознательности,
- интерес к причинно – следственным связям,
- задавать вопросы взрослым и сверстникам,
- самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,
- склонность к наблюдениям,
- экспериментированию,
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
- соблюдать правила безопасного поведения.
В познавательно – исследовательской деятельности реализую творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формирую предпосылки учебных качеств, развиваю такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенку даю новые знания не в готовом виде, а создаю ситуации, чтобы сам прошел весь путь к ним. Информация, полученная таким путем, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Организацию познавательно-исследовательской деятельности планирую по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми вызываю интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечиваю мотивацией: тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора. Предлагаю детям доступный для возраста материал с рациональным соотношением известного и неизвестного. Степень активности взрослого в старшем дошкольном возрасте – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности. Создаю доброжелательную обстановку и вниманием и уважением отношусь ко всем мыслям и гипотезам детей и учу этому детей.
В НОД включаю познавательно – исследовательскую деятельность полностью или как часть занятия. Так, например, в ходе образовательной деятельности «Путешествие капельки» дети знакомятся с круговоротом воды в природе, объясняют причину выпадения осадков в виде дождя и снега, у детей развиваются социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера и доказывать правильность своего мнения.
В образовательной деятельности на тему «Хитрые предметы» дети самостоятельно проводят опыты с использованием магнита, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями.
Дети рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома вместе с взрослыми, ставят проблемы, выдвигают гипотезы и самостоятельно решают их.
Известно, достигнуть реализации целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования через познавательно-исследовательскую деятельность нельзя без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Опыт взаимодействия с родителями показывает, что познавательно-исследовательская деятельность интересна не только дошкольникам, но и их родителям. Дети рассказывают о своих открытиях родителям, а родители создают условия для проведения опытов дома, дети ставят проблемы, выдвигают гипотезы и самостоятельно решают их.
В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями: оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки, оформляем наглядную информацию в родительском уголке, проводим родительские собрания, консультации, мастер – классы, открытые НОД, на которых показываем родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. Мы пытаемся донести до родителей, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Используем во взаимодействии с родителями анкетирование, с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса.
По результатам анкетирования увидели, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков.
Для родителей создали картотеку опытов и экспериментов, которые можно провести дома совместно с ребенком. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, семян, камней.
Организую взаимодействие с родителями как:
• совместное детско-взрослое творчество: родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии, принимают участие в тематических выставках.
• совместную детско-взрослую познавательно-исследовательскую деятельность в ходе проектов. В группе при участии родителей реализован проект: «Волшебное зернышко».
Таким образом, специально организованная познавательно-исследовательская деятельность позволяет достигнуть целевых ориентиров дошкольного образования и сделать процесс обучения максимально эффективным.
Список литературы:
1. Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика – 2012. – №1. – С15.
2. Венгер Л.А. Формирование познавательного отношения к учебной деятельности / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. 1989. – №3. – С. 42.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ «Сфера», 2002 – 192с.
4. Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста/ О.В. Дыбина. – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образования», 2002. – 131с.
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды /А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287с.
6. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в д/с / А. Зарипова. // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 4. – С. 43-49.
7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. – СПб., 1912. – 232с.
8. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми с сверстниками / М.И. Лисина //Вопросы психологии. – 1982. № 4.-С.89-104.