Общение со взрослым как средство введения дошкольника в мир социальных отношений
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов ФГОС ДО. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Таким образом цель данной работы заключается в следующем:
Теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности развития общения педагога с детьми младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью данной работы, определяются следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
• Показать основные характеристики общения, его влияния на процесс социализации.
• Исследовать особенности развития общения детей младшего дошкольного.
• Создать систему мероприятий по развитию общения детей в процессе взаимодействия со взрослыми.
1.Теоретические основы педагогического общения.
1.1 Функции общения.
Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.
Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Выделяют несколько функций общения:
· Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен. Он позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
· Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
· Изначальный инструмент познания всего на свете.
· Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
· Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).
1.2. Средства и формы общения воспитателя с детьми.
На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых.
1.Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.
2.Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.
3.Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.
4.Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
1.3 Условия оптимизации педагогического общения.
1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
6. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
2. Общение со взрослым в дошкольном возрасте.
2.1. Понятие общения ребенка со взрослым.
Одна из идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находиться не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Согласно этой позиции, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, а являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Отечественный психолог М.И. Лисина рассматривает общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т. д.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.
Общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом для общения является человек, а для ребенка – взрослый. М.И.Лисиной было выделено три группы качеств и три категории мотивов общения – деловые, познавательные и личностные.
Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общение с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д.
Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового. Взрослый выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Личностные мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности, в это случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как целостной личностью.
Деловые и познавательные мотивы общения включаются еще в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет лишь часть широкого взаимодействия ребенка и взрослого.
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком.
2.2 Роль взрослого человека в процессе приобщения детей к социальной действительности
Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил жития, знаний о мире и как организатор процесса питания и обучения ребенка.
И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно. Рассмотрим подробнее, как же происходит передача взрослым своего социального опыта ребенку дошкольнику.
Каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой опыт жизни в обществе. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде , культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято сегодняшним взрослым. Общаясь со взрослыми, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. И хотя все это может быть не направлено на ребенка, малыш «впитывает» в себя этот опыт. Особенно если ребенок не безразличен ко взрослому, если он его любит, привязан к нему. Но даже если ребенок наблюдает за незнакомым взрослым, привлекшим его внимание своими действиями, словами и др., он также что-то берет для себя стихийно, неосознанно. Взрослый в этот момент не думает о детях, и ребенок, конечно же, не осознает процесс восприятия наблюдаемого факта как процесс накопления социального опыта.
Но первая функция « взрослый – носитель ценностей» может реализовываться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители и воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием».
Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.
С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежат такие особенности детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущими являются методы, которые способствуют реализации данной функции в целенаправленной форме. Для ребенка – это наблюдение, а для взрослого – организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.
При стихийной форме передачи социального опыта первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого – иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что ребенок постоянно наблюдает за ним и всегда готов подражанию. Поэтому так велика ответственность взрослого перед детьми за то, что они могут наблюдать и перенимать.
Функция взрослого в социализации личности ребенка – функция организатора процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно. Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога ,тем большую помощь он окажет ребенку в его социализации. предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка. Если же процесс развития ребенка протекает ровно, спокойно родители считают его естественным и больше склоны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации. Итак, взрослый человек является посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.
3. Экспериментальное исследование особенностей развития общения детей младшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня общения у детей младшего дошкольного возраста мы использовали различные виды взаимодействия в разных ситуациях (совместная игра, чтение книжки, разговор « по душам»). В процессе взаимодействия с ребенком мы отслеживали следующие показатели ( по Е.О. Смирновой):
Выбор ситуации общения.
Активность ребенка в разных ситуациях (разговорчивость, способность проявлять инициативу, развивать тему общения).
Чувствительность ( к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них).
Общий интерес и настроение ребенка (сосредоточенность на теме общения, раскованность , эмоциональная комфортность).
Время, в течение которого ребенок может ( хочет) общаться.
Эти показатели можно оценивать по пятибалльной системе от 0 ( полное отсутствие качества) до 5 баллов( сильно выраженное качество).
Активность 1.Разговорчивость 2.Способность проявлять инициативу 3.Развивать тему общения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Чувствительность 1.К словам и действиям партнера 2.Способность слышать высказывания других 3.Адекватно отвечать на них |
|
|
|
|
|
|
Общий интерес и настроение ребенка 1.Сосредоточенность на теме общения 2. Раскованность 3.Эмоциональная комфортность |
|
|
|
|
|
|
Время , в течение которого ребенок может ( хочет общаться)
|
|
|
|
|
|
|
Выбор ситуации |
|
|
|
|
|
|
После проведения мониторинга по методике Е. О. Смирновой « Выбор ситуации общения» нами был сделан вывод, что у 39 % детей ( 7 человек) показатели общения со взрослым выражены слабо. Поэтому нами было принято решение разработать систему мероприятий, направленных на развитие общения ребенка и взрослого. Приложение 2.( план.
Данная система мероприятий рассчитана на всех участников общения: дети, педагоги, родители. Кроме того , запланированные мероприятия были разнообразными:
· Для детей: НОД, развлечения.
· Для родителей: родительское собрание, консультирование, анкетирование, совместная деятельность с детьми.
· Для педагогов : самоанализ, консультации, картотеки.
После осуществления мероприятий мы провели итоговый мониторинг по методике Е. О. Смирновой « Два домика».
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением окружающих в красном и черном домиках.
Итоговый мониторинг показал, что 89% ( 16) детей « пригласили» всех в красный домик ( в том числе и воспитателя); у 11%(2) « гости» были и в черном домике ( часто болеющие дети).
Кроме того, повторно проведена методика «Выбор ситуации общения». По результатам которой можно сделать следующий вывод:
89 % детей одинаково активны во всех ситуациях и с удовольствием принимает все формы взаимодействия, то есть овладели всеми доступными для младшего дошкольного возраста формами общения.
Заключение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка с взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов : Выготского Л.С., М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева и др.
Подводя итог можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность.
Чтобы ребенок смог понимать других, общаться с взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако, не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль. И если использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.
Информационные ресурсы.
1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”, 1998.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т. 4, М., Педагогика, 1984.
3. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 2001.
4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. с фр. Репрод. изд. М., 1998.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т. 2, М., Педагогика, 1993.
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1999.
9. Эмоциональное развитие дошкольника. Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1995.
10. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 2006.
11. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М., 2001.
12. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
13 .Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1992.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1995.
Презентация опыта работы по теме "Общение со взрослым как средство введения в мир социальных отношений" прилагается (просмотр)
Выставка рисунков на тему "Моя семья" (просмотр)